klasson

Categories:

«Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!»

Комсомольцы-рабочие на демонстрации. Москва, 1920-е годы, РИА Новости
Комсомольцы-рабочие на демонстрации. Москва, 1920-е годы, РИА Новости
Комсомольское «рождество». Петроград, 7 января 1923 годаАгитплакат 1920-х годов
Комсомольское «рождество». Петроград, 7 января 1923 годаАгитплакат 1920-х годов
Комсомольское «рождество». Петроград, 7 января 1923 года
Комсомольское «рождество». Петроград, 7 января 1923 года

В книге «Тревожные сны царской свиты» Олег Попцов неоднократно, хотя и вскользь упоминал про комсомол и комсомольцев, поскольку сам сделал определенную карьеру по этой линии, дослужившись до 1-го секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ (Читать книгу Тревожные сны царской свиты, автор Попцов Олег онлайн страница 1. Читать книгу без регистрации (booksonline.com.ua)). А в интервью радиостанции «Свобода» он высказался более предметно (Олег Попцов о роли комсомола в истории страны (svoboda.org)):
<…> И поэтому я вам должен сказать, что вообще комсомол – это было самым выдающимся изобретением большевиков и, в общем, изобретением Ленина. Он понимал, что партия абсолютно не может иметь перспективы, если она не имеет второго эшелона. И я могу об этом говорить, потому что, конечно, комсомол был колоссальной жизненной школой. Значит ли это, что все было идеально? Нет, конечно. О чем вы говорите?..
Олег Максимович говорил о 1960-х и 1970-х годах. А вот как лихо начинал комсомол в 1920-х годах. Из Приложения «Список рекомендательной литературы для прочтения» к автобиографическим очеркам «От Сталина до Путина», которое пока не удалось разместить в Интернете из-за его громадного объема:
Коммунистический карнавал
Ц.К. комсомола постановил в связи с рождественскими праздниками провести широкую антирелигиозную пропаганду. Предполагается организовать в городах карнавалы, использовать для этой цели обычай ряженых. Задача карнавала – демонстрация языческого характера праздника.
«Руль» (Берлин), 9 декабря 1922 г.

Комсомольское Рождество (Ревель, 9.1, соб. корр.)
6 января по новому стилю, в Рождественский Сочельник Полтавский Союз коммунистической молодежи организовал в городе карнавальное шествие с оскорбительными для религиозного чувства эмблемами. При прохождении процессии по улицам Полтавы горожане закрывали ворота и гасили огни в домах. Комсомольцы (среди них были пьяные) из центра отправились до окраины города, где стали требовать от горожан впустить их в квартиры для колядования и угрожали расправиться с ослушниками Советской власти. Возмущенные рабочие быстро организовались и оказали противодействие. Столкновение окончилось дракой и избиением представителей [молодежного крыла] коммунистической партии. Побоище было прекращено вмешательством войсковых частей Полтавского гарнизона.
«Дни» (Берлин), 12 января 1923 г.

«Комсомольские святки»
В советских газетах напечатаны отчеты о «комсомольских святках», устроенных на рождественских праздниках союзом коммунистической молодежи в целях борьбы с «религиозными предрассудками». «Святки» происходили по строго выработанному церемониалу. Комсомольцы устраивали карнавалы с пением «пролетарских песен», танцы и пр. На людных площадях произносились речи, в которых прославлялись идеи III интернационала и поносилась религия – опиум для народа. Группы комсомольцев ходили с красной звездой по квартирам и «славили» советскую власть.
По инструкциям комсомола были устроены «суды» над рождественскими праздниками, превратившиеся, конечно, в кощунственное надругательство над верой. В «судах» фигурировали: Колчак, Антанта, патриарх Тихон, [французский премьер-министр] Пуанкарэ, [1-й германский канцлер, депутат рейхстага] Шейдеман, кулак-помещик, рождественский поросенок и пр. персонажи.
Однако официальная часть торжеств прошла далеко не гладко. [Харьковский] «Коммунист» рассказывает, что верующая часть населения с негодованием встречала комсомольцев, которые сплошь и рядом были избиваемы. Ораторы, измывавшиеся над церковью, были забросаны снежками и сплошь и рядом не могли выполнить своей миссии. «Не обошлось и без кровавых столкновений», добавляет советская газета.
«Руль» (Берлин), 13 января 1923 г.

Советское кощунство
На основании «Известий» от 10 и 11 января [рижское] «Сегодня» дает описание того массового кощунства, которое под названием «комсомольское Рождество» было произведено в Москве и в других советских городах. Главное кощунственное действие было устроено в Москве у площади, что у Иверской часовни.
Гвоздем всей демонстрации было шествие, в котором фигурировали представители всех религий и культов: Будда, Мордух, Богородица, китайские бонзы, католические священники, римский папа, протестантский пастор, православные священники – все в карикатурных облачениях. В шествии были и православные монахи верхом с гробами и мощами. Комсомольцы и свердловцы [(из Коммунистического университета им. Свердлова)] пели сочиненные на этот случай песни.
Некоторые из этих песен приведены в советских газетах. Вот одна из них: «Не надо нам раввинов, не надо попов, / Бей буржуазию, дави кулаков». Хор ангелов пел: «Буянит в высшей роще безбожник-комсомол». На площади у Иверской часовни комсомольцы и свердловцы на мотив религиозных песнопений пели «акафист Марксу» и особые «молитвы».
Те же сцены были по заказу устроены в Петербурге и провинции. В Петербурге демонстрация была произведена на Сенной площади у церкви Спаса. В Ростове на Дону эти шутовские шествия со специальной целью задеть чувства верующих были устроены перед церквами, синагогами, мечетями и костелами. Во многих городах [молодые] коммунисты вторгались в церкви, синагоги и мешали молящимся.
В Тифлисе около военного собора состоялся суд над религией. После суда были сожжены изображения святых и фигуры, одетые в духовное облачение. Военный собор был убран красными флагами и плакатами. Он передан теперь комсомолу, и все кресты заменены красными звездами.
«Руль» (Берлин), 21 января 1923 г.

Комсомольская пасха
Первый опыт комсомольских святок, как известно, окончился для большевиков полной неудачей. Верующее население враждебно встретило комсомольских хулиганов и резко протестовало против комсомольского богохульства. Во многих местах России на этой почве произошли столкновения и кровавые эксцессы.
Это обстоятельство не могло быть не учтено комсомольцами, которые теперь разрабатывают план проведения комсомольской пасхи. Опасаясь расправы со стороны верующей части населения, ЦК комсомольцев решил придать кампании «более углубленный, пропагандистский характер, сосредоточив ее исключительно в стенах клубов и предприятий». Таким образом, комсомольские хулиганы не решаются в дни Св. Пасхи показаться на улицу и будут богохульствовать в стенах партийных клубов.
Согласно плану, напечатанному в московских «Известиях», начало развертывания кампании будет приурочено к середине марта, к вечеру Коперника. При проведении вечера предполагается подчеркнуть, с одной стороны, борьбу духовенства против деятелей науки, с другой – противоречие между научными основами мироздания и библейскими рассказами (Иисус Навин). Накануне самой пасхи будут проведены беседы по ячейкам на темы:
1. Первый и второй шаг (Комсомольское рождество и пасха);
2. Церковь и рабочий класс. Эта тема должна затронуть поместный церковный собор и суд над патриархом Тихоном. Рекомендовано пропустить по всем ячейкам «Петрушку», посвященного комсомольской пасхе.
Дни Пасхи будут ознаменованы массовыми клубными вечерами, соответствующими докладами, инсценировками, буффонадами, частушками, в комсомольском духе. В дальнейшие дни пасхи предполагается поставить в клубах инсценировки, в которых будут изображены эпизоды из празднования 1 мая в подполье на тему: «Как я стал безбожником».
«Руль» (Берлин), 15 марта 1923 г.

Неудача комсомольских кощунств (Выборг, 18 апреля, соб. корр.)
Несмотря на деятельные приготовления к «комсомольской пасхе» программа кощунственных выступлений далеко не была выполнена. «Комсомольская пасха» удалась отчасти лишь в Петрограде, в некоторых районах Москвы, в Орле и Калуге. Здесь состоялись не только собрания и маскарады в закрытых помещениях, но так же и уличные шествия, правда, в гораздо более скромных размерах, чем во время «комсомольского рождества». Шествия комсомольцев, переряженных в священников, монахов и даже в «святых», охранялись милиционерами.
В других городах «комсомольцы, в виду враждебного отношения населения к кощунственному маскараду, не рискнули перенести празднество на улицы и ограничились докладами в закрытых помещениях. В некоторых городах Украины обыватели были так возбуждены против комсомольцев, что по распоряжению местной администрации клубы, где происходили празднования «комсомольской пасхи», охранялись милицией. Однако даже такие меры предосторожности не помогли, и в нескольких комсомольских клубах были выбиты стекла.
«Дни» (Берлин), 21 апреля 1923 г.

Мобилизация комесмана [(комсомола)]
В связи с предстоящим процессом патриарха Тихона объявлена мобилизация 20% комсомола, преимущественно студентов рабфаков и рабочих московского района. Комсомольцы переброшены в провинцию для агитации против патриарха Тихона и борьбы со сторонниками владыки, которые приобретают значительный вес в губерниях центральной полосы и на Волге. Издательство «Красная Новь» на средства Главполитпросвета выпустило свыше 2 миллионов экземпляров брошюр и листовок против патриарха Тихона. Перед отъездом в деревню московским комсомольцам был прочитан курс антирелигиозной пропаганды редактором журнала «Атеист» – небезызвестным советским «богоборцем» Шпицбергом, подвизающимся на этом амплуа с самого начала большевистского царствования.
«Руль» (Берлин), 23 мая 1923 г.

Борьба с антисемитизмом
По сообщению «Юношеской Правды» №4, «антисемитизм свивает себе прочное гнездо в комсомоле». Принципиально решен вопрос создать при ЦК РКСМ чрезвычайную комиссию с уполномоченными в каждой ячейке «по борьбе с антисемитизмом».
«Последние Новости» (Париж), 9 февраля 1924 г.

Комсомольцы
В киевской «Пролетарской Правде» находим следующее сообщение без всяких комментариев:
Закончился процесс над 22 комсомольцами. Суть дела: значительная часть ячейки комсомольцев 1-го государственного кожевенного завода в последние месяцы разложилась – систематическое пьянство, хождение по притонам и проституткам группами по 3-4 и больше человек, продажа вещей на выпивку, уговоры в кабачках не выдавать друг друга окружному КСМ, отрыв от союза и дискредитация его в глазах беспартийной рабочей молодежи. И все это делалось при участии бюро ячейки КСМ. Большинство обвиняемых – рабочие от станка. Приговором [комсомольского] суда большинство исключено из союза, остальным даны разные наказания.
«Последние Новости» (Париж), 4 мая 1924 г.

Комсомольские безобразия
Полтавским губисполкомом назначена судебно-следственная комиссия для разбора дела миргородского комитета союза комсомольцев, обвиняемого в оскорблении религиозных чувств верующего населения села Василькова, где прибывшие из Миргорода шефы-комсомольцы 8 сентября заняли старую закрытую церковь и совершали в маскарадных костюмах кощунственное «богослужение», посадив в алтаре на престол козу. Пьяные комсомольцы в конце своей оргии, сняв с себя платье и белье, совершенно голые, с иконами в руках, вышли на улицу села с целью, как они потом объясняли, антирелигиозной наглядной пропаганды.
Возмущенные крестьяне и красноармейцы стоявшего на травяном продовольствии эскадрона арестовали комсомольцев и по телеграфу донесли губернскому исполкому о безобразии. При аресте часть комсомольцев была так избита красноармейцами, что двое из них не приходя в сознание умерли в сельском врачебном пункте.
«Последние новости» (Париж), 9 декабря 1924 г.

Печать
Все громче и громче коммунисты подымают крик, что от комсомола никому никакого житья нет. В последнем номере «Правда» рассказывает ряд случаев, характеризующих отношение комсомольства к учителю. Не учитель воспитывает юношество, а комсомольцы «воспитывают» учителя. И вот как это происходит:
“Враждебное, бестактное отношение [комсомольской] ячейки к учительству отпугивает его от работы. Разговорчики на тему: «Я здесь хозяин», «в волости останется один из нас – или ты или я», рассказывание учительницам похабных анекдотов”, вот та картина, которая обрисовалась в результате советского режима.
Комсомол хулиганствует вовсю: «Народный учитель из села Мокрое упорно отстаивал перед комсомолом школу, требуя, чтобы при постановке спектаклей не ломали парт, не били стекол и т.д.» Довольно и того, что такие требования приходится предъявлять, но еще лучше то, что этому учителю «пришпилили марку саботажника и бюрократа, подрывающего работы учителя».
Газета требует, чтобы одернуть комсомольцев. Но они себе цену знают и, конечно, от своей «принципиальной позиции» не отступят.
«Руль» (Берлин), 7 февраля 1925 г.

Комсомольцы и учителя
17 января на учительском съезде в Москве Бухарин произнес речь об отношениях между комсомольцами и учителями. Речь эта опубликована в «Правде» только теперь (4 февраля). Бухарин в ней высказывается довольно сурово о руководимой им комсомольской организации. <…>
«Дни» (Берлин), 11 февраля 1925 г.
(elib.shpl.ru/ru/nodes/30008-688-11-fevralya#mode/inspect/page/3/zoom/8)

«Новый быт»
«Правда» (7.3) отмечает в Тверской губ. следующие отрадные проявления «нового быта»: “по некоторым ячейкам КСМ отменено рукопожатие, поцелуи и проч. (?). Когда комсомольцы встречаются, один говорит: «Завет Ильича», а другой отвечает: «Учись коммунизму»”.
«Дни» (Берлин), 12 марта 1925 г.

Любовь комсомольская
[Софья] Смидович в «Известиях» бьет тревогу: «неблагополучно в области половой жизни… Молодежь, по-видимому, полагает, что самый примитивный подход к половой любви и есть подход вполне коммунистический». Вот коммунистическая идеология в половом вопросе.
1) Каждый комсомолец, рабфаковец и прочий очень еще безусый мальчик может и должен удовлетворять свои половые стремления. Это почему-то считается неоспоримой истиной. Половое воздержание квалифицируется как мещанство.
2) Каждая комсомолка-рабфаковка, просто учащаяся, на которую при этом пал выбор того или другого мальчика-самца, должна пойти ему навстречу, иначе она мещанка, недостойная носить имя комсомолки, быть рабфаковкой, пролетарской студенткой.
И, наконец, мы подходим к развязке, к 3-й части этой своеобразной «трилогии». Необходимое действующее лицо развязки, <комсомолец-самец… уже не принимает> никакого участия в этом заключительном аккорде, ибо «мавр сделал свое дело».
Частенько он уже имеет другой предмет утех и наслаждений, в редких случаях он сам покинут «мещанкой»-женой, которая, поняв, что от нее было нужно, оскорбленная в своих инстинктах женщины и матери, предпочитает что угодно «одиночеству вдвоем». Бледное, истомленное лицо девочки, готовящейся стать матерью, с трогательным глубоким выражением глаз беременной женщины!
В приемной комиссии по разрешению абортов в этих глазах вы можете прочесть не одну скорбную повесть комсомольской любви.
– Мы разрешаем аборт, – говорит зав. приемом заявлений на «аборты», – когда роды грозят самому существованию матери или когда работница уже обременена слишком большой семьей. Вы не подходите ни под один из этих случаев.
Затем следует длинная, мучительная сцена упрашивания, уговаривания, доказывания всей необходимости для данного случая сделать исключение.
– Позвольте, но через 2-3 месяца опять придется делать для вас исключение. Если мы пойдем по этому пути, мы не удовлетворим вполне законных требований.
– Через 2 месяца? Что вы говорите! Я теперь больше никогда не допущу, чтобы это повторилось. Я хочу работать. Мне нужно кончить вуз. Столько сил затрачено.
– Но ведь ваш муж…
– Муж? У меня нет мужа. Это было минутное увлечение. У него сейчас – другая.
<…>
«Последние Новости» (Париж), 31 марта 1925 г.

Ученички Бухарина
В селе Рябове Вятского уезда пьяные комсомольцы, изнасиловав двух сестер Ушаковых, политссыльных и бывших студенток Московского Педагогического института, в целях сокрытия преступления подожгли избу, которую снимали ссыльные девушки, предварительно связав последних. Преступление было раскрыто на 7-е сутки после пожара, от которого сгорела половина села, по доносу одного из участников преступления, оставшегося недовольным распределением похищенного имущества ссыльных студенток.
«Дни» (Берлин), 2 апреля 1925 г.

Разложение комсомола
«Правда» жалуется на разложение коммунистического молодняка. Так в с. Найденовичи Смоленской губ. «комсомольская ячейка похожа на лавочку. Членов принимают за самогонку». Секретарь Митской ячейки Владимирской губ. «растратил деньги», а секретарь Черноозеровской ячейки (неизвестной губ.) «устраивал в дьяконовском доме пьянки с поповскими дочками». Газета объясняет все эти «прискорбные явления» проникновением в комсомол кулаков.
«Последние Новости» (Париж), 8 апреля 1925 г.

Н. Эндов. «Герои нашего времени» (Письмо из Москвы)
Комсомольцы – конечно, они – «герои нашего времени» – о них теперь так много говорят! Об их «подвигах» не может уже молчать даже коммунистическая печать. Перелистайте московские газеты за последние 2 недели и всюду вы найдете заметки, статьи, письма и даже довольно резкие протесты против «деятельности» комсомольцев, которая подчас становится невмоготу и «старикам» от коммунизма – старым партийцам. Молодежь, «смена», как ее у нас называют, во многом превосходит своих отцов. <…>
«Возрождение» (Париж), 29 июля 1925 г.
(diglib4.princeton.edu/historic/?a=d&d=vozrozhdenie19250729-01.2.23.1&e=-------en-20--1--txt-txIN-------)

Хулиганство «согласно циркуляра»
В «Комсомольской Правде» напечатан следующий документ, выданный комсомольцем Семеновым, в Лоухах на Мурмане, изнасилованной им девушке:
Дана сия расписка тов. А. в том, что она в ночь с 18-го на 19 мая, согласно циркуляра Главполитпросвета о том, что дети – цветы будущего, отдалась мне через изнасилование во ржах на Перепелином току, что у Птюшкина болота. В чем и расписуюсь. Семенов. Членский билет № такой-то.
«Гудок» пишет по поводу этой расписки: «Хулиганы завелись в комсомоле и притом – такого сорта, которым место за решеткой в исправительном доме или под охраной на принудительных работах. Мало сказать, что они дискредитируют Союз Молодежи, они разгоняют из союза девушек, они развращают своих товарищей, своих сверстников и сверстниц. О гнусности и о собственной подлости они рассказывают с ухарским цинизмом, с веселым равнодушием».
«Последние Новости» (Париж), 7 августа 1925 г.

Кризис комсомола
(одобренные Политбюро ЦК РКП тезисы Бухарина о работе комсомола)
«Последние Новости» (Париж), 3 декабря 1925 г.
(elib.shpl.ru/ru/nodes/9980-1647-1745#mode/inspect/page/352/zoom/8)

Бухарин о комсомоле
В «Известиях» находим большой доклад Бухарина [на XIV съезде ВКП(б)] о комсомоле – этой надежде компартии. Надежда – признается сам Бухарин – не очень прочная. Установлено, например, что «25-30% членов комсомольской организации регулярно пьянствуют». Распространена так же т.н. “«пьяная смычка», когда едут из города в деревню, например по шефской линии, а смычка происходит на базе этих же занятий… Все это явления распада, на которые нужно обратить внимание”.
Это тем более важно, что «упадочные явления имеют зачастую резко выраженный политический характер… Например, различные маленькие группировочки, кружочки, двойки, тройки с анархическими настроениями и платформой… Есть характерные письма, где говорится примерно следующее: ну что же, у нас вообще все почти как в старину; партия наша становится негодной; нам нужно идти по стопам Либкнехта, который выступал против старой социал-демократии. Говорится, что партия не удовлетворяет, что она оппортунистическая, перерожденческая, что необходимо из среды комсомола начать обстреливать партию».
«Последние Новости» (Париж), 10 января 1926 г.

Васильеостровская танцулька  Нам пишут из Петрограда:
О васильеостровской танцульке говорит весь город. Несколько лет тому назад власть закрыла одну из домовых церквей на Васильевском острове. Церковь долгое время пустовала и лишь осенью текущего года была отдана в распоряжение районного комсомола. Последний, разумеется, превратил ее в клуб, разукрасил бывший алтарь портретами Ленина и Зиновьева, днем устраивал в ней коммунистические доклады, по вечерам плясал в бывшей церкви фокстроты с подозрительными девицами. <…>  «Возрождение» (Париж), 11 января 1926 г.
(diglib4.princeton.edu/historic/?a=d&d=vozrozhdenie19260111-01.2.18&e=-------en-20--1--txt-txIN-------)  

Нравы комсомольские
Тяжкая картина морального состояния комсомола развернулась в зале Харьковского окружного суда. Судился слушатель партшколы Колин, убивший сожителя своей жены, студента Ярина, ранившего свою жену и пытавшегося покончить с собой. Все трое комсомольцы. <…>
«Последние Новости» (Париж), 20 января 1926 г.
(http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9982-1746-1863#mode/inspect/page/89/zoom/9)

Показательный процесс («Известия») Шестеро юношей-комсомольцев, учеников трудовой школы, изнасиловали во время загородной прогулки свою соученицу. Дело происходит в Челябинске. Насильники преданы суду, причем сделано распоряжение – устроить показательный процесс. Поэтому дело слушается в театре. Вот что сообщает о деле официальный орган [печати – «Известия»]:  Портреты преступников напечатаны в местной газете, номер этой газеты расхватали в два часа, вместо 3 коп. его перепродавали за 1 руб., выкрадывали из местных библиотек.  Показательный процесс сделался центром внимания. “Юношеская миловидность обвиняемых, их непринужденные манеры, разжалобливающая перспектива сурового наказания и престиж героев процесса – создало обвиняемым «ореол», окружило их атмосферой симпатии и влечения, превратило испорченных мальчишек в настоящих «героев» и «душек», создало целую ораву «беснующихся психопаток».”  «А когда, по окончании процесса, четверо осужденных, под конвоем милиционеров, вышли из здания театра на залитую ярким солнцем и запруженную тысячной толпой площадь, и должны были пройти два квартала по главной улице города, до здания уголовного розыска – это было похоже на триумфальное шествие каких-то увенчанных лаврами победителей. Густая толпа окружала их кортеж, крича им приветствия, их путь усыпали цветами, когда же среди этой возбужденной, наэлектризованной толпы, осевшей у уголовного розыска, появился один из оставшихся на свободе в силу условного осуждения, Футин, его поздравляли, вешались ему на шею, и даже целовали ему руки!..»  Встревоженные и удрученные челябинские родители с законной тревогой ждут новых «подражателей» этим «героям», требуют, чтобы «преступления против нравственности» судились при закрытых дверях.  Так пишут «Известия». Жаль, однако, что они не задаются вопросом, что чувствуют «встревоженные и удрученные родители» по отношению к советской власти, добившейся таких результатов. «Руль» (Берлин), 30 июня 1926 г.Опять зверское изнасилование
«Бедноте» сообщают, что в сел. Солинкове Сретенского округа (в Сибири) около 20 деревенских хулиганов, в т.ч. 3 хулигана-комсомольца, напали на девушку и поочередно изнасиловали ее.
«Возрождение» (Париж), 22 февраля 1927 г.

Развязный комсомолец
«Красная Звезда» рассказывает следующий случай из жизни комсомольцев красной армии. Некий комсомолец Илья Рюмин, страдая неврастенией, находил в себе всякие болезни и требовал увольнения из красной армии. У врача он постоянно скандалил, настаивая, чтобы его направили на комиссию, а лечиться амбулаторно отказался, «не желая пичкать себя бромом и валерианкой». Врачей ругал «сапожниками» и «лодырями» и, наконец, послал им следующий «ультиматум»: «Слушайте, врачи Н полка! Последний раз прошу: если вы не назначите меня на комиссию, как больного, и не дадите отпуска я посягаю на самоубийство. У меня лопнуло терпение. Со своею болью я больше в армии находиться не могу, а вы ответите. Рюмин. 27 апреля 1927 г.».
Этого не выдержали даже в красной армии. Несмотря на свою комсомольскую неприкосновенность, Рюмин оказался в штрафном батальоне.
«Возрождение» (Париж), 25 июня 1927 г.

Убийство политрука
5 августа в Луге вблизи артиллерийского полигона найден убитым политический руководитель, командир взвода коммунист Гебауэр, у которого были столкновения с комсомольцами[-красноармейцами] его части. На трупе убитого обнаружены две огнестрельные раны.
«Руль» (Берлин), 14 августа 1927 г.

Каратель Бауков приговорен судом к расстрелу (Наш корр., Мариинск, 1.10)
На днях выездная сессия Томского окружного суда разбирала дело колчаковского карателя Баукова. При Колчаке Бауков был добровольцем-фельдфебелем в карательном отряде кап. Корзилова, действовавшего в Зыряновском районе. Бауков участвовал в порках и расстрелах крестьян. При приходе красных войск Бауков с остатком отряда скрылся в тайгу. В 1923 г. советская власть простила его и его банду, и они вернулись к себе домой. Но Бауков оказался врагом Советов. Он подговорил комсомольца Клеменкова убить милиционера Юрнакова [(Юрнагова)] за то, что Юрнаков отобрал у него самогонный аппарат. Клеменков убил милиционера и вместе с сыном Баукова – Александром и Егором Клеменковым бросили труп в р. Чулым. Суд приговорил Баукова к расстрелу, убийцу Клеменкова – к 10 годам строгой изоляции и соучастников Александра Баукова и Егора Клеменкова – к 5 годам строгой изоляции.
«Советская Сибирь» (Новосибирск), 2 октября 1927 г.
С бандитом Бауковым все понятно. Но каков комсомолец Егор Клеменков, убивший милиционера за то, что тот отобрал у него самогонный аппарат?!

За подрыв воинской дисциплины
Петроградский корреспондент «Борьбы за Россию» сообщает, что 16 декабря из красных военных училищ, и в том числе из военно-морского, отправлены под конвоем и заключены под стражу 27 красных курсантов-комсомольцев, по обвинению в подрыве воинской дисциплины, выразившейся в проведении ими в училищах директив петроградского комитета оппозиционеров.
«Возрождение» (Париж), 1 января 1928 г.

Советская бурса
«Комсомольская Правда» от 28 декабря печатает сводку сообщений о положении в советской школе. Эти «злые очерки», основанные на обследовании московские школ, газета называет «Картинами ожившей бурсы». На самом деле, описанные советскими корреспондентами случаи немыслимы были и в дореформенной бурсе. По словам советских корреспондентов, ученики-комсомольцы всячески издеваются над преподавателями. Они объявляют «войну» неугодным педагогам, встречают их кошачьими концертами, позволяют себе совершенно недопустимые выходки и т.д.
В своей среде они «играют», бросая через головы своих товарищей ножами в классную доску, перебрасываются стульями и табуретками, «считают» девочкам ребра, доводя их до истерик, систематически уничтожают электрические провода, устраивают побоища. Озверение дошло до таких пределов, что в одной из школ ученический суд вынес постановление о публичном наказании ремнями своего же товарища.
«Возрождение» (Париж), 3 января 1928 г.

Г. Б. Петербургские письма
<…> Сейчас пошла мода на письма, и вся Россия пишет письма советской власти с пожеланиями, проектами, требованиями и больше всего – угрозами. Пишут письма и солдаты своему начальству – эксперимент очень опасный, хотя и забавный, но для ГПУ прямо необходимый, т.к. в дьявольски трудной обстановке приходится получать подлинную военную информацию.
Начали сталинцы оглашать крестьянско-солдатские письма, которые пронизаны антагонизмом к комсомолу. Оказывается, комсомольцы плохо стреляют в цель и вызывают всеобщий смех. В походе комсомольцы как горожане – неженки, слабосильны и не хотят есть из общего котла, а требуют «для себя» отдельную посуду. Крестьян стараются «загнать» в пехоту как пушечное мясо, а комсомольцам всюду предпочтение – и во флоте, и в специальных войсках.
Раздражает крестьян, что комсомольцы за провинности не хотя нести наказание «в нарядах», а требуют себе только выговора, т.к. «сознательному и этого достаточно».
«Руль» (Берлин), 17 января 1928 г.

Избиение безбожников [красноармейцами]
На вечер общества «Безбожник», устроенный в Мелитопольском комсомольском клубе, были, по наряду, присланы из местного гарнизона красноармейцы. Кощунственные выходки артистов-комсомольцев так возмутили солдат, что они бросились на сцену и жестоко избили артистов. После этого началось общее побоище, кончившееся полным разгромом клуба. Для прекращения так неудачно кончившейся безбожной пропаганды были вызваны отряды войск ГПУ.
«Возрождение» (Париж), 21 января 1928 г.

Месть красноармейцев (Луганск, 15.1)
Несколько красноармейцев зарезали командира роты войск ГПУ коммуниста Хлебникова. Хлебников уже давно получал угрожающие письма от красноармейцев, среди которых он прославился своей необыкновенной жестокостью. По подозрению в убийстве арестовано несколько красноармейцев и комсомольцев его роты.
«Возрождение» (Париж), 21 января 1928 г.

Убийство учителя (Новороссийск, 25 марта, РОСТА)
Ученик железнодорожного фабзабуча комсомолец Данилов выстрелом из револьвера убил учителя Ткаченко, после чего застрелился сам.
«Возрождение» (Париж), 29 марта 1928 г.

«Вестник порнографии» в советской школе
«Комсомольская Правда» сообщает печальный факт. В советской школе, рядом с комсомольской ячейкой, рядом с общественными организациями существовала и организация «Адига», которая ставила себе более широкие цели. «Адига» – это «Ассоциация друзей инженерной гинекологии». Печатный орган этой ассоциации – «Известия Адиги» – 2-недельный, потом переведенный на месячный выпуск. «Адига» существовала в Харькове, в 4-й химической профтехнической школе. Она объединяла более десятка (пока выявленных) профшкольцев, среди которых и 2 комсомольца. <…>
Эти комсомольцы, «связанные» честным комсомольским словом, вместе с беспартийными профшкольцами изучали порнографию, переделывали «Евгения Онегина» на новый, порнографический лад, писали «серьезные, научные» статьи о порнографии, выдумывали всевозможные грязные анекдотики и предполагали расширить свою организацию, вовлекать туда и девочек. <…>
«Руль» (Берлин), 11 апреля 1928 г.

«Комсомольцы» во флоте
На корабли Балтфлота, отправившиеся в демонстративный летний поход для встречи с английской эскадрой, посажено, между прочим, много комсомольцев, якобы для учебы. Краснофлотцы же подозревают в них агентов ПУР, т.е. военных чекистов, и поэтому произошел уже ряд столкновений, вызвавших аресты среди краснофлотцев.
«Руль» (Берлин), 27 июня 1928 г.

Безобразия в школах
«Учительская Газета» требует немедленного расследования положения в целом ряде советских школ:
В Новосибирске комсомольская ячейка организовала общество «Долой невинность».
В Петрозаводске среди комсомольцев, учащихся школы 2-й ступени, развиты пьянство, карточная игра и возмутительное отношение к девушкам.
«Возрождение» (Париж), 2 июля 1928 г.

Публикации о комсомоле и комсомольцах 1920-х годов можно продолжать и продолжать… Впечатление – жуткое!!!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.